Замаскированный пробой изоляции

Теперь, когда вспоминаю эту аварию, я понимаю, какой она была необычной, интереспой и поучительной. Однако не стану интриговать читателя, а расскажу все по порядку.
В пятидесятые годы в наших местах, а точнее, в пойме реки Ахтубы, неподалеку от Волгограда, особенно интенсивно шел процесс перевода сельского хозяйства па централизованное энергоснабжение. То в одном, то в другом поселке допотопные дизели разных мастей, которые чихали, чадили, дымили, уступали место молодой и мощной энергосистеме. Свет теперь подавался не но графику и не по выбору, а всегда и всем.
Как и во всяком новом деле, случались и неувязки. Например, в колхозах «Красный сад» и имепи Куйбышева линии электропередачи 10 кВ и понижающие подстанции 10/0,4 кВ были уже сданы, а строительство распределительной силовой подстапции «Стахановская», откуда они должны получать питание, задерживалось из-за отсутствия трансформатора 35/10 кВ и высоковольтного оборудования. Что и говорить, досадно, когда новые воздушные линии, понижающие трансформаторы, электродвигатели на насосных станциях стоят без дела.

И тут кто-то подал мысль присоединиться на время к соседней распределительной подстанции в иоселке Средняя Ахтуба, благо она пока загружена не на полную мощность. Но возник другой вопрос: эта подстанция рассчитана на 6 кВ, а «Стахановская» — на 10 кВ. Как быть с понижающими трансформаторами, установленными у потребителей? Решили переключить их первичные обмотки со звезды на треугольник. Однако мы попимали, что с вводом подстанции нам придется восстановить схему, зпачит, освободившиеся отпайки, казалось бы, лучше оставить не отсоединенными на контактах переключателя (рис. 10).

рис. 10

Так мы и сделали, и вот в сельских домах появился свет. Прошел месяц, за большими и малыми хозяйственными заботами мы успели забыть о недавней работе. И вдруг авария в одной из тех потребительских подстанций, где была изменена схема ^соединения обмоток. Когда открыли дверь высоковольтной камеры, увидели ее жестокие следы: два предохранителя разбиты, шины расплавлены, на изоляторах капли горелого металла. А ведь на линии нарушений не было: пи грозы, ни сильного ветра, ни коротких замыканий.

Вскрыли трансформатор и к своему удивлению пе обнаружили внешних следов аварий. Мегомметром также ничего не удалось определить: обрыва в обмотке нет, замыкания на корпус тоже. Решили подать на первичную обмотку трансформатора папряжение 400 В от передвижного генератора. При включении он надрывно загудел — признак короткого замыкания в обмотке. Тогда разобрали схему «треугольник» и стали проверять мегомметром изоляцию между контактами переключателя.
Здесь-то наконец мы и обнаружили очаг аварии — короткое замыкание между контактами 6 и 7 (рис. 11).

рис. 11

рис. 12

Но вот найти его удалось лишь после того, как вынули штифты контактов, настолько искусно замаскированным в центре гетинаксовой плиты оказался пробой.
Итак, место аварии было обнаружено, оставалось выяснить ее причину. Расстояние между штифтами контактов 6 и 7 примерно 15 мм. Для пробоя такого промежутка требуется довольно высокое напряжение. Откуда же оно взялось? Нетрудно сообразить, что при заводском соединении обмоток трансформатора в звезду (рис. 12) напряжение между штифтами-контактами составляет 5% линейного, когда же мы переключили схему на треугольник (см. рис. 10), напряжение между ними стало равным полному линейному. А если учесть, что пробивная электрическая прочность слоистых изоляционных пластмасс параллельно волокнам в четыре раза меньше, чем перпендикулярно слоям, то пробой между штифтами нужно признать закономерным.
И вскоре мы получили тому самое недвусмысленное подтверждение. На другой потребительской подстанции произошла аналогичная авария. Тут уж пришлось принимать срочные меры. Ведь так могли отказать все 20 переключенных трансформаторов!

А выход из подобной ситуации весьма прост. С самого начала нельзя было оставлять концы отпаек обмоток на контактах переключателя.

 

 

www.mytens.narod.ru, В.А. Галактионов