Ветер на линии

www.mytens.narod.ru

Те же «Правила» предусматривают проводить внеочередные осмотры линий электропередачи при условиях, отличных от нормального режима работы. К таким условиям с полным основанием следует отнести сильный ветер, ураганы и т. п. Признаться, по неопытности я поначалу скептически относился к этой записи, рассуждая примерно так: уж если ветер сорвет провода или повалит опору, то реле защиты обязательно отметят нарушения. Кто знает,' может быть, я и сейчас держался бы того же мнения, если бы не поучительный случай.рис. 3

рис. 3

Как-то в феврале несколько суток подряд дул сильный ветер. В волгоградских степях зимние ветры обычно сопровождаются сильными морозами. В такую погоду страшно выглянуть из дома: мгновенно обжигает лицо, да и не всякий тулуп сможет защитить от разыгравшейся метели.
Кому охота в такую пору выходить в поле на осмотры линий? Жалея монтеров, я разрешил им оставаться на подстанции, благо приборы вели себя спокойно. Но вот погода наладилась, под ярким февральским солнцем зазвенела капель, и я уже совсем было забыл о пронесшемся ветре, как вдруг авария! В полдень отключилась воздушная линия 35 кВ, которая питала все наши подстанции.
Вскоре дежурный обходчик доложил, что на одной из промежуточных опор обгорела траверза и провода замкпулись между собой. Мы срочно выехали на линию. Это была одностоечная опора с V-образными траверзами и подвесными изоляторами. В месте крепления к стойке нижняя траверза перегорела пополам, и одна ее часть висела на проводе. Место излома еще дымилось. Верхний провод, сорванный бурей, провисал вместе с изолятором и замыкался па нижний. Налицо полное двухфазное короткое замыкание (рис. 3).
После осмотра петрудпо было восстановить последовательность аварии. Под мощным напором ветра серьга изолятора верхнего провода соскочила с болта па нижнюю траверзу. К счастью, провод упал удачно: не замкнулся с другой фазой. Погода была морозная, сухая, и токи утечки между фазой и проводом заземлепля были незначительны. Когда же наступила оттепель, дерево отсырело, токи утечки сильно возросли, траверза нагрелась и перегорела в месте крепления. Тут-то провода и замкнулись.
Конечно, аварии могло бы и не быть, если бы конструкция болта была надежпее. Но все же главным «виновником» аварии оставался ветер. Приходится признать еще раз, что «Правилами эксплуатации» пренебрегать нельзя: после сильного ветра следует обязательно осматривать воздушные линии.

 

В.А. Галактионов