Верхом на шинах - заметки электрика

Кто не видел птиц на проводах - сидящих рядком, перелетающих с одного на другой безо всякого для себя вреда? Линия под напряжением, а малым птахам вроде бы ни почем грозное электричество. Объясняется все очень просто: птица касается только одного провода, одной фазы, значит, ток через ее тело не проходит, нет для него пути.

Но случается, большая птица перекрывает крыльями два провода и, конечно же, погибает, став к тому же невольной причиной короткого замыкания в линии. Нередко то же бывает с длиннохвостой сорокой, опустившейся на линейный разъединитель, расстояние между ножами которого гораздо меньше, чем между проводами...

Может показаться странным, но, когда Владимир Михайлович Буров видит птицу на проводе, он нет-нет да и вспоминает одного маляра-отделочника. Тот без малейшей опаски, весело насвистывая, сидел на электрических шинах под потолком строящегося корпуса и в своей заляпанной красками спецовке действительно напоминал какую-то диковинную птицу. Впрочем, все по порядку...

Шинный мост тянулся по периметру помещения на 6-метровой высоте, почти под самой крышей. Открытые шины (три фазные и нулевая) из широких алюминиевых полос крепились па опорных изоляторах. В нескольких местах по кабелям от них получали питание распределительные пункты. Самый дальний, в противоположной от подстанции стороне, и просили подключить строители. Нужно было опробовать мост, подав на него напряжение.

Мастер по эксплуатации электроустановок Владимир Михайлович Буров вместе с дежурным монтером внимательно осмотрел шины, обошел все распределительные пункты, убедился, что все нормально, и лишь после этого разрешил включать трансформатор. Аппарат мерно и спокойно загудел.

- Ну что, Владимир Михайлович, - спросил монтер, - включаем теперь шинный мост?
- Только прежде надень перчатки!

Не без труда мощные тысячеамперные ножи с хрустом вошли в губки разъединителя.
Буров знал, что мост включают вхолостую, без нагрузки, и, если что не так, короткое замыкание не заставило бы себя искать, но по профессиональной привычке пошел осмотреть шинный мост еще раз.

Скользнул взглядом вверх - около подстанции все в порядке. Пошел дальше, обогнул автопогрузчик, опять запрокинул голову и... потрясенный, застыл. На шинах, включенных только что на напряжение 380 вольт, сидел как пи в чем не бывало маляр и за веревку поднимал ведро с краской.

"Почему он живой? - пронеслось в голове. - ведь он буквально "оседлал" напряжение!" И тут же пришла догадка: "На нем брезентовая, вся в краске и сухая роба, а значит, хороший изолятор. И такие же рукавицы.
Потому он и не чувствует ничего, потому он и жив еще. Но вот-вот он подтянет ведро и поставит на шины! Тогда - конец!"
- Погоди, остановись, - закричал мастер, пытаясь предотвратить близкую беду. Маляр с недоумением посмотрел вниз, ведро застыло в метре от шины.
- Не шевелись, не поднимай ведро! - убеждал его мастер.
Стали подходить рабочие и с любопытством следить
за непонятной суетой. Почувствовав себя в центре внимания и приняв все за розыгрыш, маляр хохотнул:
- Что за шум, по какому поводу собрались?
Самообладание вернулось к Бурову: "Если я так сразу скажу, что он сидит на шинах под напряжением, бедняга может неаккуратным движением погубить себя или просто упасть со страху.
Надо действовать спокойно.
- Послушай, - крикнул мастер, - я сейчас все объясню У тебя хорошая спецовка, сухая, толстая, и отличные, целые рукавицы. Они не пропускают ток. Шины, на которых ты сидишь, под напряжением. Спокойно бросай ведро и не трогайся с места. Понял? А мы немедленно выключим напряжение.

Повторять не пришлось, маляр выпустил из рук веревку, и ведро глухо шлепнулось об пол.
Монтер, стоявший за спиной мастера, словно очнулся от столбняка и, не дожидаясь команды, бросился к подстанции. В считанные секунды шинный мост отключили.
- Как ты оказался там? Зачем па шипы залез?
Допытывался Буров у спустившегося маляра.
- Как, как! Послал прораб покрасить дефлекторы.

Видишь, некрашеные. Надо было предупредить, прежде чем включать!
Буров понимал свою вину. Действительно, надо было предупредить под расписку всех прорабов стройки, что на шипы в такое-то время будет подано напряжение, повесить предупреждающие плакаты, оставить под шинопроводом дежурного. Кончилась эта история благополучно, но еще долго вспоминался Бурову веселый, не подозревающий об опасности маляр, что беззаботно сидел под потолком на включенных шинах, будто птица на проводе.

 
www.mytens.narod.ru, В.А. Галактионов