О том, как инспектор жизнь мастеру

рис. 17

Как-то весной в энерго-снабжающую организацию поступила заявка от энер-гетика мельницы с просьбой разрешить эксплуатацию высоковольтного электродвигателя. Мельница стояла на берегу Волги. Разгрузка зерна с барж велась пневмотрапспортом: мощный вентилятор всасывал зерно и по трубам гнал в приемный пункт. В приводе использовался высоковольтный электродвигатель. Раньше оборудование уже эксплуактировалось, но было дано предписание устранить ряд недостатков и вызвать для проверки инспектора.
Инспектор прибыл на место и во время осмотра распределительного устройства 6 кВ заметил каплю трансформаторного масла на нижнем болте масляного выключателя ВМГ-133 в ячейке № 1.
— Это после заливки осталось, — оправдывался старший мастер и в доказательство хотел открыть дверцу.
— Осторожно, прежде проверьте отсутствие напряжения,— остановил его инспектор.
— Зачем такая перестраховка? Вводный масляник и разъединитель отключены еще с зимы да и питающий распределительное устройство высоковольтный кабель — тоже,— уверял мастер. — Откуда же взяться напряжению?!

Инспектор настаивал на проверке, и недовольному мастеру пришлось все-таки подчиниться.
Принеся из дежурного помещения индикатор, он раздраженно стал выполнять требования инспектора. И вдруг лампа индикатора загорелась: значит, на шинах и масляном выключателе высокое напряжение!
Трудно себе представить, какие чувства охватили этого уже немолодого и опытного электрика: здесь и страх перед тем, что его ждало, и стыд за свою самоуверенность и грубость, и благодарность за спасенную жизнь.

А произошло вот что. Когда построили распределительное устройство 6 кВ, напряжения 220 В в помещении не было. Подстанция находилась примерно в четверти километра. Воздушную линию вести не стали: не было ни материалов, ни времени. Энергетики вышли из этого положения весьма «оригинально». Для освещения распределительного устройства они использовали трансформатор напряжения НОМ-6 (рис. 17), а впоследствии подали от него свет и в рядом расположенные помещения. Их не смутило, что вторичное напряжение трансформатора не 220, а 100 В — просто ввернули везде лампы на 110 В.
Зимой же, когда прекратилась навигация на Волге, высоковольтные электродвигатели остановили, а распределительное устройство 6 кВ отключили: нужно было сделать ремонт и ревизию всей аппаратуры и оборудования. К этому времени наконец сюда подвели воздушную линию и всех потребителей, в том числе и помещение распределительного устройства, подключили через рубильники Р-3, Р-2, Р-7. А чтобы не возникло напряжения на шинах за счет обратной трансформации через НОМ-6, шинный разъединитель ШР-3 отключили.
Кажется, все предусмотрели? Но случилось так, что незадолго до прихода инспектора электрики регулировали тяги разъединителей и оставили разъединитель ШР-3 во включенном положении. Теперь путь был открыт. Ведь напряжение на линии 380 В через рубильники Р-3 и Р-2 поступало на трансформатор НОМ-6. Коэффициент его трансформации равен 60. Значит, на шинах: 380X60=22 800 В. Вот так в результате обратной трансформации и появилось напряжение 22,8 кВ на выключателе ВМГ-133.

Еще одно доказательство: мелочей в «Правилах» нет.

 

 

www.mytens.narod.ru, В.А. Галактионов