Голыми руками — тридцать пять тысяч вольт

Геологи нередко перевозят буровые вышки в собранном виде. Не так-то просто эту махину передвинуть на несколько километров. А тут еще встречающиеся на пути воздушные линии. Немало с ними хлопот: надо получить разрешение соответствующих организаций на отключение линии, опустить провода, а потом снова поднять их на опоры. При подобных обстоятельствах и произошел случай, о котором я расскажу.

На пути трассы движения буровой вышки находилась воздушная линия 10 кВ. Поскольку линия питала небольшое село, начальник геологической партии без труда договорился с электриками об ее отключении, обязавшись своими силами восстановить линию.
Выполнив все организационно-технические мероприятия, электрики отключили линию, наложили временные переносные заземления и опустили провода в нескольких пролетах. Вышку аккуратно перевезли, и мастер сразу же дал указание поднимать провода.

Монтер залез на одну опору и подтянул провод наверх. На другой опоре сделал то же самое. А на третьей осечка: провод зацепился на соседней опоре за бандажную проволоку. Спускаться и идти отцеплять провод не хотелось. Монтер приспустил провод, отвел его в сторону и подал знак шоферу автокрана потихоньку трогать (для натяжения проводов высоковольтных линий обычно используют автокраны).
То ли водитель сцепление рывком отпустил, то ли педаль газа сильно нажал, только провод он не потянул, а резко дернул. И едва провод взлетел, монтер получил мощный удар электрического тока.
Лишь на земле, придя в себя, монтер догадался, в чем дело. Метрах в 70—80 проходила линия 35 кВ. Один из ее проводов еще продолжал дрожать. Значит, провода линий схлестнулись.

Как же человек остался жив? Ведь он попал под такое напряжение? Ответ один: спасла хорошая изоляция деревянной опоры.
Если же соотнести это происшествие с «Правилами техники безопасности», то нужно отметить очевидное нарушение пункта БШ-10-7, где сказано:
«При замене проводов на пересечениях должны быть приняты меры, исключающие возможность подхлестывания нижних проводов к находящимся под напряжением верхним проводам либо приближения к ним на опасное расстояние.

Одним из возможных мероприятий при замене проводов под проводами, находящимися под напряжением, является перекидывание веревок с обеих сторон пересекаемой линии через натягиваемый провод до его подъема: концы веревок заводятся за якорь или другой устойчивый предмет».
И, разумеется, такие работы нужно выполнять в диэлектрических перчатках.

 

www.mytens.narod.ru, В.А. Галактионов