А ларчик просто открывался

С наступлением весны прибавилось забот в нашем электрохозяйстве. В то время вели монтаж и пуск электродвигателей систем кондиционирования воздуха, холодильпых агрегатов. Электрики знают, такая работа пе проходит гладко: то двигатель не идет в ход, то гудит, то клеммные контакты разболтались, да мало ли что...

Вот и тут приходит механик компрессорной станции и жалуется, что электродвигатель на компрессоре греется.
— Это пятидесятикиловаттный? — спрашиваю.
— Да, он.
— Но ведь он у нас давно работает.
— В том-то и дело, до сих пор все было в порядке, и вдруг начал греться... Да так, что рукой не притронешься, — недоумевает механик.
Пришлось послать па компрессорную станцию лучшего монтера. Тот проверил мегомметром обмотки — обрыва нет, изоляция хорошая. Измерил ток — в пределах допустимого. Может, смазки в подшипник много набили? Проверил — и здесь все в норме. Провернули вручную ротор — о статор не задевает. Думали, думали и решили снова включить на пробу.

— Дам-ка я ему полную пагрузку, — проворчал ме-хапик и стал колдовать над вентилями и задвижками. Шток компрессора начал двигаться гораздо медленнее! Странпо. Ведь каждому злектрику известно, что частота вращения у асинхронного двигателя постоянная, от нагрузки не зависит.

Тут-то и сообразили: пе двигатель сбавляет обороты, а ремни на шкиве пробуксовывают. Пригляделись — так оно и есть. ,
Остановили привод и компрессор, потрогали ремни, а опи ослабли, не подтянуты. От их трения сильно нагревался шкив, тепло передавалось валу, ротору и статору двигателя.
Подтянули ремни — и двигатель, и компрессор стали работать нормально.

 

www.mytens.narod.ru, В.А. Галактионов